Звездные родители рассказали, как воспитывают своего сына, на кого он похож и какие первые слова он произнес.
«Были разные моменты. И отчаяния, и слез, и катания по полу с криком: «Зачем тогда жить, если нет ребенка?» — рассказывают молодые родители Наталья Подольская и Владимир Пресняков.
— Поездка в эмират Рас-эль-Хайма — это был первый перелет вашего сына Темы? Ему ведь еще и полутора лет не исполнилось…
Наталья: Нет, это был его четвертый перелет. Год назад мы летали все вместе во Францию на лыжный курорт, а потом еще в Испанию и в Израиль. Но перед поездкой в Рас-эль-Хайму я безумно переживала: как ребенку дастся переход из зимы в лето? Но, слава богу, все было хорошо. Нам очень понравились Арабские Эмираты: теплое море, Персидский залив, белоснежные пляжи, очень комфортные условия для ребеночка. Можно покататься на верблюдах, посмотреть представление соколов и сов. Их, кстати, даже дают потрогать деткам. И сам полет прошел просто замечательно: мы ели, спали, играли. Я очень довольна. И, пожалуй, даже готова в следующий раз на более длительный перелет с Темой.
Владимир: Мы впервые лыжный зимний отдых променяли на пляжный. Но теперь будем знать, что есть и такая тема: зимой поехать в жаркую гостеприимную страну. Меня очень впечатлило сафари на джипах по пустынным барханам. В следующий раз надо будет и с Темой покататься. С ребенком путешествовать становится все интереснее и интереснее. Он уже самостоятельно ходит, бегает, веселится. С ним было здорово вместе плавать. Он все время как-будто меня просил: «Папа, папа, давай, бросай меня еще, подкидывай!»
Наталья: Примерно с тех пор, как Теме исполнился годик и он стал ходить сам и разговаривать, у них с Вовой изменились отношения. Вова стал все больше подключаться к воспитательному процессу. А Тема это оценил и очень привязался к папе. Он даже само это слово — «папа» — теперь произносит с каким-то восторженным придыханием. Вова говорит, что просто в яичницу превращается в такие моменты.
— Тема у вас долгожданный ребенок. Ведь вы были уже пять лет в браке и десять лет вместе, когда он появился…
Наталья: Да, мы очень долго ждали нашего ребенка, мы его вымаливали. И мы проделали большой путь, чтобы нас Боженька наградил таким счастьем. А ведь бывали разные моменты, в том числе и моменты отчаяния, слез, когда я каталась по полу и кричала: «Зачем тогда жить, если нет ребенка?»
— В эти моменты Владимир был рядом? Находил для вас слова поддержки?
Владимир: Вы знаете, фразы «не переживай», «все будет хорошо», «все наладится» не действуют. А вот просто чем-то насмешить, отвлечь — и Наташу, и даже самого себя — вот это помогает! Вовремя насмешить и потом вместе смеяться до слез — вот на такую поддержку я способен. Ведь юмор — это, пожалуй, самое важное в жизни.
— Наташа, а как вы узнали, что ваши мечты сбылись и вы забеременели?
Наталья: Тот день я очень хорошо помню! У меня был концерт чуть дальше Сергиева Посада. А поскольку я уже догадывалась по некоторым признакам, что со мной что-то необычное происходит, заехала в Троице-Сергиеву лавру и просила Сергия Радонежского, чтобы мои надежды не оказались ложными… Я до этого утром сдала анализ крови, и мне вот-вот должны были дать ответ. И еще было одно обстоятельство, которое подкрепило мои подозрения. На тот концерт мы поехали вдвоем с подружкой и по дороге завернули на заправку. Подруга предложила взять кофе, но мне почему-то не хотелось. Хотя я настоящий кофеман и никогда до этого от кофе не отказывалась… И вот она взяла кофе себе и села со стаканчиком в машину. Впервые в жизни от запаха кофе мне стало плохо! Такая острая реакция на запах, такое отторжение могло объясняться как раз тем, о чем я так часто слышала до этого: токсикозом. Ну а потом, когда мы уже возвращались в Москву, мне позвонила мой врач и сообщила радостную новость. От эмоций у меня исчез голос, и я ей отвечала, как Вицин в «Джентльменах удачи». А потом сразу позвонила Володе, он был на гастролях с Никитой, так что они оба узнали одновременно.
Владимир: Я даже не сразу понял, что она говорит. Услышал, что Наташа плачет, и спрашиваю: «Что случилось?» Оказалось, это были слезы радости…
— Вы до последнего держали в секрете новость о том, что ждете ребенка…
Наталья: Знаете, пока я не забеременела Темой, я бывала беременна очень много раз — с точки зрения журналистов, конечно. Я и сейчас то и дело бываю беременной, если их послушать. Но ведь на самом деле в наше время забеременеть женщине достаточно сложно. Причины могут быть разные: экология, образ жизни, все на свете. Ну а когда наступает беременность, ее же еще надо сохранить! Сейчас часто случаются замершие беременности… Что-то идет не так — и никто даже толком не может сказать, что именно… Кстати, я просто заклинаю тех, кто столкнулся с такими проблемами: не отчаивайтесь, просто идите до конца к заветной цели. Потому что у каждого свой путь-дорожка и свои испытания, которые нужно пройти.
— Ну а когда вы узнали, что у вас будет ребенок, кого больше хотели: мальчика или девочку?
Наталья: Сначала мы оба хотели девочку. И не то чтобы это было осознанно… Хотя, интуитивно, я понимала, что будет мальчик. На раннем УЗИ меня настроили, что, похоже, это девочка, вот мы и ждали девочку. А тут нужно было делать исследование, нет ли какой-то патологии у плода. И заодно по этому исследованию можно узнать пол ребенка. Мы сдали анализ и с большим волнением ждали результата. Я очень нервничала. И вот звонит врач и говорит, что все в порядке, никаких отклонений нет. Я с большим облегчением выдохнула и почувствовала себя абсолютно счастливой, что у нас все в порядке. Тут врач добавляет: «Ой да, Наташ, еще новость. Это будет мальчик». Для меня на фоне первой новости вторая не показалась существенной. Здорово, что будет мальчик! Главное, что он здоров. А вот Володя немножко обалдел. Даже замолчал на сутки. Я не знала, что и думать… Даже стала обижаться на него. Между прочим, как врач сказала, пол ребенка зависит целиком и полностью от мужчины! Так что я здесь вообще ни при чем, сам виноват! (Смеется.)
Владимир: Это Наташе показалось, что я замолчал. Хотя, может, именно так и выглядело со стороны. Я просто несколько месяцев жил с одной историей — что мы ждем дочку, а тут выяснилась совсем другая история. Надо же мне было это как-то осознать, перестроиться. При этом на самом деле я был рад всему, что пошлет Боженька. У нас будет долгожданный ребенок — это же самое важное!
Наталья: И тем не менее у меня отлегло от сердца только месяца через два-три после рождения Темы. Когда Вова в один прекрасный день на него посмотрел и сказал: «Тема, как же я рад, что именно ты у нас родился!»
Владимир: Ну правильно. Как раз в два-три месяца Тема начал улыбаться, проявлять уже какие-то эмоции. И тогда мне с ним стало очень интересно! И чем старше он становится, тем очевиднее для меня: Господи, какой кайф, что со мной — мой сыночек!
— Вы присутствовали при родах?
Владимир: Я находился в комнате рядом. И там ждал на протяжении восьми часов. На самом деле в свое время я присутствовал на родах Кристины, когда рождался Никита. И тогда понял, что это все-таки должно быть таинством, мужчина не должен видеть, как оно совершается. В роддом с нами поехала Наташина сестра Таня. Она все вздыхала, охала. И мы ее быстро выгнали. (Смеется.) Так что я просто сидел со своими мыслями, со своим миром, ждал, ждал, ждал — и дождался.
— Помните момент, когда взяли сына на руки?
Владимир: Да, я заплакал. Не прослезился, а у меня прямо слезы закапали.
— И ведь какое невероятное совпадение! Артемий родился в день пятилетия вашей свадьбы…
Наталья: Да вообще совпадений очень много! Прежде всего, Тема родился в год Козы, или Овцы — в такой же год родился Никита, в 1991 году. То есть, когда мы это осознали, я поняла, чего мы так долго ждали: года Козы!
Владимир: Тема с Никитой очень похожи, они оба активные. Никитка маленький много смеялся и смеется до сих пор, и Тема тоже. И знаете, что еще интересно? Артемий чувствует, что Никита для него — родной. Тема ведь, не считая меня, никому из лиц мужского пола на руки не дается. А к Никите и дедушке — идет. Даже тянется к ним.
Наталья: А Никита, глядя на Тему, начинает задумываться о том, что и ему нужно малыша. Так и говорит: «Ой, такого же хочу».
— Первый год жизни малыша самый сложный…?
Наталья: Да, было непросто и волнительно. С самого рождения за здоровьем Артемия следит наш педиатр Фадеева Галина Борисовна. Нам очень повезло, что она живет рядом и в случае острой необходимости может быстро приехать. Галина Борисовна всегда на связи, поможет и даст ценный совет.
— Наталья, у Темы ведь есть еще и две сестрички двоюродные — дочери вашей сестры Юлианы…
Наталья: Да, Саша и Настя родились всего на два месяца позже Темы. Мы очень стараемся, чтобы хотя бы через выходные они приезжали все вместе к нам в гости, у девочек есть своя комната с двумя кроватками. Они общаются с Темой, играют вместе. Очень потешно за ними наблюдать. Особенно когда утром они все просыпаются и мы ставим их в одну кроватку и включаем музыку. Тут начинаются танцы до упаду!
Владимир: При этом Тема уже понял, что девочек надо целовать, и теперь своих сестер зацеловывает. Еще к нам в дом соседи с маленькими детьми приходят, у нас периодически бывает очень весело.
— Тема уже много слов говорит?
Наталья: «Мама», «папа», «баба», «няня» — это он говорит уже осознанно. Бывает, прижмется ко мне: «Мама, мама, мама!» — своими ручонками обхватит за шею, ножками зажмет меня — и тут для меня наступает просто сумасшедшее счастье. Вот Вова меня иногда ругает, что я ребенка зацеловываю. И что постоянно беру его на руки. Но ведь до двух лет точно надо брать на руки, а дальше уже посмотрим! Конечно, Вова прав, что Артемий — мальчик и его нужно приучать к большей самостоятельности. Просто мне как маме не взять ребенка, который тянет ко мне ручки, невозможно! У меня самой был очень строгий папа и очень добрая мама, поэтому соблюдался правильный баланс. И в этом смысле я очень надеюсь на Вову, что именно он будет проявлять строгость. У Темы характер очень требовательный, упрямый, с ним придется договариваться, ему нужно будет многое объяснять. А в чем-то — просто настоять на своем. А у меня может не хватить стойкости. Но Вова терпеть не может капризы, своенравие. Он в этих вопросах очень строг. Так что, думаю, папа справится. У меня даже сейчас, когда Тема плохо кушает, есть волшебная фраза: «Я сейчас папе расскажу». Как ни смешно, но это действует. Ребенок открывает ротик и кушает все, что требуется.
Владимир: Ну да, мне нужно быть жестким, но не жестоким, не грозным. К счастью, я вижу заранее, когда что-то идет не так, и умею опережать события. Я воспитывал Никитона и теперь буду воспитывать Тему так же, как меня самого воспитывали родители. Вернее, я бы сказал, что не я воспитывал Никиту, а это Никитон сам себя воспитал, будучи в нашем окружении. Потому что, если у тебя с самого начала круг общения веселый и позитивный, мне кажется, человек обязательно хорошим вырастет. Если при ребенке слушать правильную музыку, он вырастет таким же, как и ты… Помню, у меня был случай очень показательный с Никитой. Ему тогда было пять лет, и к нам кто-то пришел домой и сказал, что в детский дом нужно привезти игрушки, там детям не во что играть. Я предложил Никитончику поделиться своими игрушками с детками, у которых нет ни мамы, ни папы. Как же он на меня тогда посмотрел! А потом говорит: «Папа, дай мне мешочек». Взял самые любимые свои игрушки, сам их собрал, положил в этот мешочек… Скоро мы вместе с ним поехали в этот детский дом. И он свои игрушки там всем дарил, и еще рассказывал ребятам: вот эта машинка вот так едет, а этот зайчик вот так прыгает… Ну разве это я его такому научил? Нет, это у него в крови было!
— Да, это Никита большой молодец… Владимир, а вот еще такой вопрос. Часто, когда в семье появляется маленький ребенок, женщина все свое внимание переключает на него, и у мужа невольно возникает чувство ревности…
Владимир: На самом деле мы с Наташей уже давно обсудили — с шутками-прибаутками, — что возможен такой вариант… Но Наташа — это, конечно, подарок Бога! Я предполагал, что она окажется хорошей мамой, но чтобы вот настолько — не ожидал. Она действительно прекрасная и чуткая мать! Но и жена тоже. Ведь ко мне она стала внимательна вдвойне.
Наталья: У меня очень большое сердце, его хватает на всех, и поэтому Вова не чувствует себя обделенным моим вниманием. А потом, мне ведь помогают с ребенком. У нас мама моя живет, няня… Это же очень важно, чтобы были помощники, тогда можно выкроить время и на себя, и на мужа…
— Наталья, вы ведь достаточно рано вышли из декрета…
Наталья: При этом я начала выстраивать свою жизнь так, чтобы максимум времени проводить с ребенком. И до сих пор так планирую свои дела и работу, чтобы в один день много дел сделать, а потом два дня спокойно заниматься Темой. Это для меня очень важно: самой укладывать его спать, самой его кормить, купать. Мамы со свободным графиком работы меня сейчас поймут: все это при желании вполне возможно! При этом первое время я безумно переживала даже из-за коротких своих отлучек. Думала, что приношу страдания ребенку. Хотя в первый год жизни ему уж точно было все равно в хорошем смысле. Вот сейчас он уже начинает рыдать, когда я ухожу, а до года он этого и не замечал.
На самом деле отлучаться, немножко переключаться мамам просто необходимо. Это только на пользу идет! Нужно без всяких угрызений совести находить время и для себя: куда-то выйти, что-то сделать, встретиться с друзьями, пойти в магазин. В этот момент происходит перезагрузка, и ты потом с еще большей любовью занимаешься ребенком! Но, конечно, эти отлучки не должны быть слишком частыми. В моем случае они и не были частыми. Знаете, Бог, конечно, существует, потому что не случайно в первый год жизни Темы у меня было достаточно мало работы. Боженька дал мне возможность быть с ребенком. Я до года кормила Артемия грудью, чему безумно рада. А потом с тоской и грустью закругляла грудное вскармливание. Просто я не люблю эти истории, когда до трех, до четырех лет кормят грудью. Думаю, что год — это самое оптимальное.
— Вы брали ребенка ночью к себе в кровать?
Наталья: Нет, мы принципиально не делали этого. Очень важно, чтобы ребенок спал в своей отдельной кроватке. До года его кроватка стояла в нашей комнате, а потом мы ее перенесли в детскую. И теперь я контролирую по видеоняне, как Тема ночью спит. Как хорошо, сейчас столько приспособлений!
— Как же он пережил выселение из родительской спальни?
Наталья: Отлично пережил! У нас очень хорошо получилось: мы летали отдыхать, когда Теме исполнился год, и по возвращении он просто отправился жить в свою комнату. За время отсутствия он подзабыл немножко домашнюю обстановку, и для него все прошло естественно.
Владимир: Но когда утром Тема просыпается, гребет к нам в кровать. И в такие моменты наступает какой-то другой уровень счастья! Мы все глубже и глубже любим друг друга на этой солнечной планете.
— То есть с рождением Темы вы изменились?
Владимир: Конечно! На все сто! Или даже на миллион процентов, наверное. Сейчас я уже не совершу каких-то идиотских поступков, которые делал раньше. Всему свое время, в том числе и глупостям. А теперь я полностью отдаю себе отчет в том, что я папа, что я защита семьи, меч, щит — все что угодно. И что это маленькое существо я должен любить и воспитывать.
— А что с режимом дня? Вот Наташин режим точно изменился, а Владимира?
Наталья: Вова старается чуть-чуть пораньше встать. Но по большому счету его режим не изменился. Если он в студии работает или у него был какой-то перелет, то, конечно, Вова спит потом сколько душе угодно в отличие от меня. Но он пытается все-таки организовать свое время так, чтобы побыть с Темой. А если они за день так и не увидятся, Вова очень сильно скучает. Я это вижу, и мне душу греет, как он любит сына. Я помню, когда-то Вова меня поразил ответом на вопрос: «Кого ты в детстве больше любил, маму или папу?» Он ответил: «Они были для меня единым целым, мамапапа в одно слово». И вот я бы очень хотела, чтобы для Темы мы тоже были такими родителями в одно слово — мамапапа. Будем все для этого делать!