За пределами нашего интереса часто остаются проблемы стран третьего мира. И потом мы с ужасом открываем для себя, что где-то на периферии нашего внимания до сих пор практикуют жуткие варварские обычаи.
С 2003 года, согласно решению ООН, во всем мире установлен День борьбы с женским обрезанием — 6 февраля. Эта страшная процедура, которая калечит девочек на всю жизнь, до сих пор практикуется во многих странах: Индонезии, Йемене, Египте, Мали, Сомали, Дагестане и многих других.
Что такое женское обрезание?
В отличие от мужского обрезания, которое не несет никаких негативных последствий для организма, а иногда и благотворно влияет на здоровье, женская процедура оставляет человека, фактически калекой.
В разных странах операция проводится со своими особенностями. Где внешние женские гениталии удаляют только частично (что, правда, тоже очень плохо влияет на здоровье и психику), а кое-где и полностью. По данным ЮНИСЕФ эту операцию на данный момент перенесли около 200 миллионов женщин в 30 странах мира.
Чаще всего операция проводится девочке в возрасте около пяти лет. Причем, что удивительно, настаивают на процедуре и проводят ее другие женщины. Местное духовенство, например, в Дагестане, активно их в этом поддерживает. Как заявил как-то муфтий Исмаил Бердиев:
"Насколько я знаю, это делается для того, чтобы женскую ловкость немного успокоить. Здоровью это абсолютно никак не мешает ".
Вряд ли муфтий является квалифицированным медиком и может с такой уверенностью об этом говорить. Тем более, что настоящие врачи придерживаются диаметрально противоположной точки зрения.
Вред здоровью
Всемирная организации здравоохранения (ВОЗ) очень давно обеспокоена проблемой женского обрезания, пытается с этим явлением бороться и максимально распространять правдивую информацию о непоправимом вреде этой процедуры для здоровья.
По данным ВОЗ у девочек, которые прошли обрезание, часто впоследствии бывает сепсис, различные инфекции, хронические боли, развитие кист, нарушения цикла. И, конечно, большие проблемы с родами, сопровождаемые кровотечением. Бывают и случаи полного бесплодия.
В странах третьего мира операция проводится неквалифицированными людьми, которые используют для этого нестерильные инструменты. В ход идут не только бритвы и лезвия, но иногда и стекло, острые камни и даже ногти. Например, в Уганде обрезание делают нескольким десяткам девушек одновременно и одним ножом.
Кроме того, даже если бы эти процедуры проводились бы врачами с абсолютно стерильными инструментами, вред для здоровья все равно никуда не денется. Ведь такая операция в первую очередь призвана уничтожить женскую сексуальность. После обрезания большинство женщин уже вряд ли смогут получать удовольствие от секса. О комплексе психологических проблем можно уже и не говорить.
Виноват ислам?
Нетрудно заметить, что большая часть стран, где практикуется женское обрезание — это исламские страны. При этом в Коране о такой практике нет ни слова, и судя с тех данных, которыми располагают историки, последователи пророка Мухаммеда женщин в такой способ не калечили.
Проблема в том, что в исламе существует такой отдельный комплекс жизненных правил, как адат. Адат — это доисламские традиции региона, которые проповедники считают не очень вредными и такими, что не противоречат Корану. В результате сложилась ситуация, когда различные жестокие ритуалы, вроде женского обрезания не были искоренены, а теперь много исламских проповедников грудью становятся на их защиту.
Как бороться?
К счастью, и среди исламских проповедников есть прогрессивные люди. Так, например, масштабы практики женского обрезания в Египте существенно уменьшились после того, как теолог и богослов Юсуф аль-Карадави издал специальную фетву, в которой разъяснил, что к исламу это не имеет никакого отношения. Благодаря усилиям некоторых богословов и женских организаций, обрезание в Египте запретили в 1997 году. Впрочем, его продолжают делать подпольно.
Очень много для борьбы с обрезанием сделали смелые женщины, которые открыто выступали против таких процедур. Особенно остро этот вопрос был поднят на международном уровне после публикации и экранизации книги сомалийской модели Варис Дириё "Цветок пустыни". Сейчас Дириё возглавляет Фонд по борьбе с женским обрезанием и является Специальным послом ООН.
К сожалению, многолетние традиции, даже такие жестокие, нельзя отменить одним росчерком пера. Люди продолжают увечить своих дочерей, даже под угрозой наказания, полагая, что таким образом помогают им. Поэтому первым и главным оружием против этой бесчеловечной практики является распространение информации о ее вреде и непоправимые последствия.