Благодаря Дональду Трампу, США, по всей видимости, утратят свою роль морального лидера и защитника западных ценностей в мире на ближайшие несколько лет. Эта роль, в кратковременной перспективе, автоматически перейдёт к ЕС.
Но проблема в том, что и внутри Европы, и вне её, есть силы, заинтересованные в подрыве ЕС и, в конечном счёте, в его распаде.
Популярное: Принц Уильям сбежал от Кейт Миддлтон
Одной из этих сил являются популистские партии (как праворадикальные, так и леворадикальные). Практически все они одной из своих основных целей считают выход своих стран из ЕС или, как минимум, их выход из еврозоны.
Это одна из причин того, почему выборы в Нидерландах, Франции и Германии в этом году вызывают повышенный интерес во всём мире. В каждой из этих стран есть популистские партии, претендующие на участие во власти. Популисты выражают настроения той части общества, которая разочарована, в частности, неэффективностью и излишней забюрократизированностью ЕС. И действительно, когда для большинства решений требуется согласие всех 28 стран-членов ЕС, об эффективности этой организации не может быть и речи.
Неужели ЕС обречён на постепенное увядание?
Ответ зависит от того, удастся ли Европе переформатировать свой интеграционный проект, сделав его более эффективным и гибким.
В последние годы всё чаще выдвигаются предложения по реформе ЕС. Почти все они предусматривают сокращение чиновничьего аппарата ЕС, оптимизацию его административной структуры, возврат некоторых полномочий в столицы государств-членов ЕС или переход к многоярусному, многоскоростному евроинтеграционному плану.
Однако, наиболее правильным мне кажется план, предлагающий прямо противоположное решение. Его выдвинул бывший премьер-министр Бельгии Ги Верхофстадт в своей книге "Последний шанс Европы" (Europe's Last Chance, 2017). Верхофстадт предлагает нечто необычное: превращение ЕС из рыхлой конфедерации в федерацию наподобие США.
По его мнению, у ЕС, помимо президента и полноценного парламента, должны быть широкие полномочия в экономической области, включающие не только Евробанк, но и более весомый общий бюджет, а также министерство финансов, федеральное налогообложение и т.п. В области безопасности, он предлагает создать органы, аналогичные ФБР и ЦРУ в США. Кроме того, считает он, ЕС должна иметь общую пограничную службу, общие таможни и общую береговую охрану. А решения должны быть обязательными для всех стран и не требующими абсолютного единогласия.
Сегодня такой проект кажется нереалистичным, но глобализация, экологические проблемы и внешние вызовы (Россия, иммиграция, исламский терроризм) рано или поздно заставят Европу пойти по пути более тесной интеграции. К счастью, в некоторых странах уже появились политики, выступающие именно за это.
Например, лидер партии Ciudadanos (Граждане) Альберт Ривера в Испании. Он, практически, слово в слово повторяет доводы Верхофстадта о необходимости превращения ЕС в федерацию.
В будущем, после того, как Европа "переболеет" популизмом, число таких политиков и партий на континенте будет неуклонно расти.