МИР
Like

Модельер-убийца держал в страхе всю Москву

9 апреля, 2017     Автор: Ольга Хмельная
Модельер-убийца держал в страхе всю Москву

 

1196899

Щеголь в элегантном пальто и белом шарфе – и с парабеллумом в руке. Этот персонаж наводил ужас на работников магазинов столицы СССР и ее окрестностей в конце 1940-х годов. Любителя красивой жизни и жестокого убийцу звали Пашка-Америка.

Несмотря на молодость, 25-летний Андреев уже был в авторитете у уголовников. Молодые воры стремились подражать его стилю: серые костюмы, шикарные ботинки, кожаные пальто. Правда, удачи – а, соответственно, и денег на такой "прикид" хватало немногим.

смотрите также: Тяжелый секрет и тайна жизни Андрея Малахова. Только не упадите!


Заведения, которые посещал Америка, тоже были высшего разряда. Ресторан "Астория", "Звездочка" на Преображенке или "Есенинский бар". Знавшие Пашку лично рассказывали, что он был веселым и щедрым. Не хотел жить с родителями в большой коммунальной квартире – часто дело доходило до ссор – потому снимал комнату с отдельным входом в домике в Сокольниках.

Штамп о временной прописке (обязательный при найме жилья) стоял в паспорте на имя Андрея Павловича Никитина. Еще была справка с места работы – Производственного комбината МОСХа, которая подтверждала: гражданин Никитин А.П. действительно работает "художником-модельщиком". Заработок у него сдельный – до двух тысяч рублей в месяц (деньги по тем временам большие). Зарплату в справку вписал сам Пашка – надо же было как-то оправдать жизнь на широкую ногу. 

1196896
Привычка Андрея Никитина менять женщин как перчатки и осыпать своих пассий подарками не могла не привлечь внимания бдительных советских правоохранительных органов. Его как-то пригласили в отделение, чтобы поинтересоваться, какие средства гражданин просаживает в дорогих ресторанах. Никитин вежливо объяснил следователям, что тратит заработанное честным путем. Он, мол, человек творческой профессии, модельер – потому и может себе позволить чуть больше, чем простые советские служащие.


А столичная и областная милиция в конце 1940-х годов сбивалась с ног. Ограбления магазинов и касс следовали одно за другим. Причем нападали одновременно в нескольких местах, группами по три-четыре человека. К примеру, 2 февраля 1949-го "взяли" три магазина в Химкинском, Балашихинском и Кунцевском районах. Бандиты унесли в общей сложности 120 тысяч рублей. После очередной серии налетов грабители "ложились на дно" – и потихоньку тратили деньги.


Банда Пашки-Америки состояла из 14 бойцов. Все – люди с прошлым: с двумя-тремя "ходками" в зону. "Нажитые непосильным трудом" богатства уходили быстро, и выходить на дело приходилось все чаще. Выход из положения Америка видел в том, чтобы одним ударом взять большую сумму. Ну и, конечно, ни с кем добычей не делиться.
1196898
Скоро такая возможность представилась. В ресторане "Звездочка" он встретил блатного по кличке Взрослый. Точнее, тот сам подсел за Пашкин столик и намекнул, что есть "золотое" дело. Америка, недолго думая, согласился.


В шесть часов вечера, 15 апреля 1949 года, в Московский финансовый институт кассиры Тимакова и Никитина привезли зарплату – 258 тысяч рублей. Когда они вошли в вестибюль института, к ним приблизился молодой человек в элегантном плаще и серой кепке. "Вы зарплату привезли?", — поинтересовался он. "А тебе-то что?", – отреагировала одна из женщин. "Ничего", – ответил щеголь, выхватил парабеллум и тремя выстрелами в упор уложил кассиров. Схватил мешок с деньгами, выскочил на улицу и, сев в поджидавшую его у входа такси марки "Победа", скрылся с места происшествия.


Это дело стало для Америки последним. Хотя "вычислить" его следователям стоило немалых трудов. Двойное убийство и похищение мешка денег по тем временам было преступлением чрезвычайным. Оперативную разработку возглавили Парфентьев и Дегтярев, два аса московского сыска.

На месте преступления нашли три гильзы от парабеллума. Удалось составить и достаточно точный словесный портрет преступника. А в брошенном на Башиловке такси сняли один четкий отпечаток пальца. Эксперты выяснили, что он принадлежит – внимание! – Павлу Никитичу Андрееву, 1924 года рождения. Этот персонаж ранее проходил по делу о вооруженных нападениях вместе с неким Котом. В 1-м Дубровском, где был прописан Андреев, сыщикам сообщили, что сын и брат как ушел по этапу, так и сгинул. Да и соседи подтвердили, что со дня ареста Пашка дома не был.

Как же попали его "пальчики" в автомобиль?
Ниточка, позволившая распутать клубок, неожиданно появилась далеко от Москвы – в Казани. Бывший уголовник, а ныне агент угрозыска по кличке Брюнет передал данные, полученные за рюмкой водки от своего "кореша" Николаева. Бандит в подпитии рассказал, что у него теперь есть "чистые" документы. Надежные люди вытравили из паспорта все данные об уголовном прошлом и поставили штамп отдела найма оборонного завода – и всего за 500 рублей.


Оперативники установили наблюдение за Николаевым, затем за его контактом, который и привел их в конце концов  к "художнику" – Василию Михайлову, опытному граверу с солидным уголовным стажем. При обыске в его квартире нашли штампы, печати, бланки. На допросе казанские оперативники особенно интересовались, кому из уголовников были сделаны новые документы. Дошла очередь и до Пашки-Америки: Михайлов вспомнил его новую фамилию – Никитин.


20 мая 1949 года на квартире Америки, в Сокольниках, сотрудники МУРа арестовали почти всю банду. Суд приговорил Павла Андреева к 25 годам строгого режима. Ему еще повезло: смертную казнь на несколько лет отменили. Если бы суд был в 1950-м, "вышки" Пашке было не избежать.


Актер Александр Галибин в роли "Пашки-Америки" Кадр из фильма "Трактир на Пятницкой"Актер Александр Галибин в роли "Пашки-Америки" Кадр из фильма "Трактир на Пятницкой"
О дальнейшей судьбе "бандитского короля" рассказывают разное. По одной версии, Пашка умер в лагере. По другой – освободился в 1953 году по амнистии, объявленной после смерти Сталина. Есть и третья версия, отображенная в известном кинофильме "Трактир на Пятницкой": вроде бы после разоблачения и ареста Андреев согласился сотрудничать с органами. А кто-то якобы встречал Пашку в Москве в конце 70-х годов: тот как раз готовился уехать за границу, в страну своей мечты – Америку.
Почему Павел Андреев получил свою кличку, достоверно оперативн

ики так и не выяснили. Хотя, вроде бы, была у Пашки мечта – сорвать большой куш и укатить за океан. Но до претворения своего плана в жизнь Америка хотел и в Союзе пожить красиво.